Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Новости

28.01.2010 НГ Религии: В.Мальцев "Скала на пути правоверных"

Настоятель храма во имя Всех Святых в Ульяновске протоиерей Алексий Скала выступил против строительства неподалеку от храма мечети, вызвав резонанс городской общественности, вполне сравнимый со швейцарской инициативой. 17 декабря протоиерей Скала распространил через Интернет открытое обращение к губернатору Ульяновской области Сергею Морозову с требованием запретить строительство мечети.

«Речь идет о строительстве большой соборной мечети на перекрестке улиц 12 Сентября и Минаева, – писал священник. – Впервые я услышал об этой идее более месяца назад от вас во время вашего посещения строительной площадки Спасо-Вознесенского собора… Из средств массовой информации православное население области узнало, что строительство соборной мечети рядом со строящимся Спасо-Вознесенским собором все же будет осуществлено… на меня обрушилась лавина вопросов и негодующих обращений от православных жителей нашего города, да и людей далеких от веры, но не отрешающихся от судьбы нашего города, сводящихся к трем вопросам: «Зачем?», «Почему?» и «Что делать?».

И далее: «Я, православный священник, как и моя паства, не хочу молиться и совершать богослужения под призывы к намазу с минаретов рядом стоящей мечети! Я не хочу приносить Великую Бескровную Жертву Святого Причастия в то время, когда рядом будут резать баранов и проливать жертвенную кровь! Если кому-то это необходимо делать в своих культовых целях – это их право, но не рядом с православным храмом!»

Отец Алексий признает, что в северной части Ульяновска есть «еще одно место, где соседствуют мечеть и собор. Там старинный Неопалимовский кафедральный собор находится недалеко от новопостроенной соборной же мечети». Далее священник пишет: «Но, может, уже хватит православным нашего города молиться под призывы муэдзина?»

Не преминул он поднять и тему толерантности к религиозным меньшинствам: «Мне кажется, что в угоду каким-то странным придумкам вроде повсеместной толерантности (так в тексте. – В.М.), кое-кто забывает о правах русского православного народа в своей же стране жить по своим правилам, традициям и вероисповеданию. Что бы мне ни говорили, но народности, исповедующие ислам в нашем регионе, являются национальным меньшинством». Здесь, конечно, ульяновский протоиерей дал маху. По статистике, Ульяновская область по концентрации мусульман традиционно стоит на одном из первых мест во всей России, в середине XIX века в ней было 135 мечетей и многие из них, как водится, с минаретами.

Это не первый конфликт в новейшей истории России, когда православный священник (а скорее – его паства) выступает против строительства мечети. Первым и уже достаточно громким был конфликт четыре года назад в Малоярославце. По какому-то странному совпадению выступление против мечетей в 2005 году тоже последовало сразу после широкого освещения в российских СМИ событий на Западе – начавшихся 28 октября беспорядков в Париже. Точно так же и конфликт в Ульяновске вспыхнул 17 декабря после многочисленных публикаций о прошедшем 29 ноября в Швейцарии референдуме, запретившем строительство минаретов в стране. Роль популярной прессы, которую читают провинциальные священники и их паства (и видят на горизонте призрак «мусульманского нашествия»), тут недооценивать нельзя. Ведь ранее в том же Ульяновске соседство построенной еще в 1994 году рядом с православным храмом большой мечети не вызывало у верующих, да и просто у горожан, никаких отрицательных эмоций.

Вслед за скандалом в ноябре 2005 года в Малоярославце летом и осенью 2006 года по России прокатилась целая волна нападений на мечети (осквернения и поджоги) и их имамов – во Владимире, Ярославле, Яхроме, Сергиевом-Посаде…

К чему способна привести подобная политика в России, где традиционно проживают с давних времен многочисленные народы, исповедующие ислам, страшно представить.

Еще одно новое антимусульманское веяние – выступления против убийства жертвенных животных на праздник Курбан-байрам. Начало этому также дала недавняя публикация в популярной прессе. После недавнего Курбан-байрама питерские журналисты опубликовали статью с названием «В центре Петербурга устроили кровавую резню», перепечатки ее выходили уже с фразами «кавказцы устроили кровавую резню баранов». Хотя на фото был виден не оживленный центр города, а какой-то закуток полузаброшенного двора или переулка (каких в районе Апраксина двора немало), где группа людей разделывала десяток баранов.

Неудивительно, что даже в отдаленных городах после прочтения таких статей люди начинают панически бояться мусульман, их праздников и мечетей.

Между тем, что касается баранов, которых верующие мусульмане режут на праздник Курбан-байрам, вспомним, что подобные традиции отнюдь не чужды и православным. И в наши дни в Болгарии на Успение Богородицы режут ягнят у церкви на праздничную трапезу. На Русском Севере такие общинные праздники, на которые рядом с церквами десятками забивали быков и баранов, массово происходили в начале ХХ века на большие церковные праздники – Петров день, Ильин день, Успение и Рождество Богородицы. Многочисленные примеры этого собраны академиком Борисом Рыбаковым в книге «Язычество древних славян».

На самом деле мечети и мусульманские праздники противоречат отнюдь не каким-то исконным русским или православным традициям, а привычной картине мира советского человека, привыкшего к коллективному единомыслию и единообразию. И если уж маятник качнулся от массового атеизма к массовой религиозности граждан, то опыт сосуществования религий в Российской империи куда более важен и показателен для России. Веками мусульмане и православные нормально сосуществовали в нашей стране. Но после закрытия в 1930-е годы почти всех храмов выросло несколько поколений людей, для которых религиозная жизнь (тем более с этнографическими особенностями) была на самом деле дика и непривычна. Православную Церковь в 1980-е годы привыкли уже воспринимать как «культурное явление», связанное с русским народом в широком понимании того времени, а вот встреча с исламом в последние десятилетия стала шоком.

Владислав Александрович МАЛЬЦЕВ – историк
Copyright © 2021 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph