Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Новости

20.01.2010Ислам Ньюс: Барвиха открывает новую эру Религия приходит в школу и в армию России.

Одним из важнейших событий ушедшего 2009 года для мусульман России стало решение Президента Д.А.Медведева о введении уроков религиозной культуры в средней школе, а также разрешение имамам работать с военнослужащими в составе Вооружённых сил России. Несомненно, на встрече с представителями религиозных общин страны, среди которых были и представители Ислама, началась по сути новая эпоха государственно-конфессиональных отношений. Ранее религия не допускалась ни в светскую государственную школу, ни в армию. Теперь же ясно, что 21 июля 2009 года и само название подмосковной резиденции Президента Барвиха особой строкой войдут и в историю мусульманства – ведь ничего подобного ранее не было ни в практике Российской империи, ни тем более в СССР, и даже в новейшей истории Российской Федерации.

Доказательства от противного?

Что же привело к принятию таких решений, на первый взгляд – неожиданных и даже по-своему революционных? Первое – это необходимость выставить заслон тем негативным процессам, которые ставят под вопрос само физическое выживание народов нашей страны. Кратко перечислим всем известные и оттого ещё более горькие реалии наших дней: коррупция, демографическое вырождение (превышение смертности над рождаемостью), тотальные эпидемии алкоголизма и наркомании, игромании и токсикомании, столкновения на межнациональной и межрелигиозной почве, вызванные массовой миграцией и взаимным невежеством, в армии своя специфика – дедовщина…

Да, эти негативы осознаны уже не первый год и на самом высоком уровне - им теперь противопоставлены огромные по затратам национальные программы. Но есть одно "но" - все эти нацпроекты пробуксовывают в среде, утерявшей мораль. Ну как бороться с коррупцией, например, в обществе, где нет чётких понятий о добре и зле, о материальном и вечном, о жизни земной и посмертии? Ведь прав был герой Достоевского: "Если Бога нет, то всё позволено". Понятия о жизни в обществе должны корениться не в уголовном "этикете" с его блатными "понятиями", а в философских и религиозных представлениях, отработанных веками. Вся практика постсоветской Перестройки показала ярко и жёстко – без возрождения религии общество скатывается в цинизм и лихорадочное потребительство, теряет не только свою национально-культурную идентичность, но даже человеческий облик. Последние трагедии, потрясшие страну – пожар в "Хромой лошади" в Перми, авария на Саяно-Шушенской ГЭС, стрельба пьяного милиционера по людям в магазине в Царицыно – всё звенья одной цепи. Имя ей – потеря религиозного благоговения перед жизнью, потеря ответственности за себя и за близких, вообще – потеря человечности. Фиаско безрелигиозного пути развития России. Угроза государству.

Говоря по-простому, "пока гром не грянет – мужик не перекрестится". Так что решения, принятые в Барвихе, увы, вызваны к жизни не свободным полётом мысли - но, как говорят математики, благодаря "доказательствам от противного".

И всё же у нас был опыт!

Однако инициатива Барвихи выросла не на пустом месте. И в практике Российской империи, и даже в ранний период РСФСР существовали социальные ниши, где мусульманам позволялось быть если и не полностью, то частично равноправными с иными гражданами. До революции часть регионов имела право на применение Шариата, в российской армии были и спецчасти, укомплектованные мусульманами, и свои имамы, действовали медресе, как образовательные учреждения негосударственного статуса.

Практику поощрения мусульман, как в школе, так и в армии первое время вела и советская власть, получившая в лице мусульман союзников – увы, на краткое время, до тех пор, пока большевики не проявили атеистическую суть своего эксперимента. И тогда атеистический террор прошёлся по всем традициям всех религий России.

Специфика возрождения Ислама сегодня в том, что сугубо мусульманские образовательные институты стали действовать сразу же после принятия современной демократической Конституции и законов относительно религии – но в государственные структуры не допускались. Теперь же и преподавание ОИК (основ исламской культуры) и работа имамов в воинских частях обеспечиваются внутри институтов государства, по его программам, при его финансировании. Здесь пройдена та грань, которая все перестроечные годы обосновывалась тезисом "религия отделена от государства". Теперь найдена иная формула – религия отделена от государства, но не от общества, и государство имеет свои интересы в обеспечении прав граждан на знания о религии и духовное окормление военных.

Вот именно здесь, в таким образом понимаемом взаимодействии трёх компонентов (религия-государство-общество) – уникальность момента. Повторю – для мусульман в России такого никогда ранее не было! Но если посмотреть на это радостное событие с иной стороны и задать вопрос: а готовы ли мусульмане, педагоги и руководство армии к решению этих задач, то придётся честно сказать – нет, никто не готов! Если у ведущей конфессии РПЦ МП нет в достатке педагогов и священников-капелланов, то что говорить об умме, которая на берегах Волги была гонима с 16 века, а на Кавказе с 19 века? Потери среди мусульманских учёных, алимов, проповедников огромны. И восстановиться вся исламская среда, со своей духовно-интеллектуальной элитой, быстро не сможет.

Парадоксы развития: плюсы и минусы

Так кто же пробил стену постсоветского отчуждения религии и государства? Ответ прост – это Московский патриархат. Но первые годы он действовал столь навязчиво и без учёта многонационального и поликонфессионального богатства России, что проводимая им агитация получила отпор не только среди атеистов, но и практически всех неправославно верующих, включая мусульман – и её назвали "клерикализация общества". Назревал конфликт. Однако, его удалось избежать.

Весной и летом Президент Медведев – первое лицо государства и впервые в отечественной истории! – посетил московскую Соборную мечеть и буддийский Иволгинский дацан в Бурятии. С другой стороны, пришедший на престол патриарха Кирилл (Гундяев) дал понять, что РПЦ МП отныне не настаивает на преподавании в школах только основ Православия, и не против аналогичных курсов для мусульман, иудеев, буддистов. Консенсус был найден: им стал многомодульный курс ДНК (Духовно-нравственной культуры), с возможностью для учащихся выбирать между курсами "светской этики", "истории мировых религий", "основами православной, мусульманской, иудейской, буддийской культур". В столь сложносоставном объединении, каковым является Российская Федерация, иного и быть не могло!

И всё же, радуясь очевидным позитивным изменениям и осознавая собственные недостатки, попытаемся заглянуть хоть немного вперёд – а что в ближайшие годы дадут стране все эти начавшиеся эксперименты в армии и в школе? Как через 20 лет, когда подрастут дети, получившие в школах, а кто-то потом и в армии, новые знания о религии, изменится этика в обществе, и в целом – религиозность населения? Такой вопрос я задал кандидату исторических наук, научному руководителю проекта энциклопедических словарей "Ислам в Российской Федерации" Дамиру Хайретдинову.

– У нас будет, если можно так сказать, четыре разных России. – пояснил учёный. – Первая – в границах Московии: это нынешний ЦФО (без Москвы) плюс ряд областей по периметру. Здесь с давних времён Православие господствует в мировоззрении русского населения. Картина не изменилась и сегодня, как мы видим по Тамбовской и Смоленской областям: от 55 до 60% учеников выбрали ОПК.

"Вторая Россия" – это почти все остальные регионы с русским большинством. Это территории, которые были заселены русскими из Московии, начиная с 16 века и позднее (в виде исключения сюда относится также Москва). Здесь народ достаточно индифферентно относится к религии. Смотрим примеры. Калининград: 30% – ОПК, остальные – светская этика и мировые религии. Новосибирск: соответственно 18% и 75%. Свердловская область: 21% и почти 78%. И даже Ставрополь показал совсем не те результаты, которые ожидались церковными кругами. Без сильного давления на школу, учителей и родителей со стороны государства (с подсказки Церкви, разумеется) разрешить ситуацию в пользу ОПК здесь невозможно. Потому что "вторая Россия" – это совсем не Московия. Этот феномен подробно исследовался в ряде специальных работ, в частности – в книге С.Б. Филатова "Религия и общество".

"Третья Россия" – это регионы с мусульманским и буддийским большинством или значительным меньшинством. Необходимо заранее предпринимать значимые шаги, чтобы эти регионы через 20 лет всё ещё оставались в составе единого государства, поскольку преподавание иной религии, иного мировоззрения и идеологии в школе, с младых ногтей, приведёт – хотим мы этого или нет – к ещё большему ментальному отчуждению населения от Российского государства.

Наконец, "четвёртая Россия" – это русское национальное меньшинство в регионах с мусульманским и буддийским большинством. Все дети из русской среды в этих регионах поголовно выберут ОПК. Это, опять-таки, известный феномен в этнологии, когда религия играет роль этнического идентификатора, способствует сохранению малой группы в инонациональной среде. Именно эти группы русского населения будут отличаться самой высокой религиозностью без примеси шовинизма (агрессивный национализм, увы, с раннего Средневековья является данностью Московии).

Итак, если принять прогнозы Хайретдинова, можно, с одной стороны, порадоваться за население мусульманских районов, но при этом обозначить как минимум две проблемы: как сохранить целостность страны при более явной разнице в менталитете проживающих в разных регионах, как избежать межконфессиональных конфликтов в обществе с более ярким конфессиональным самочувствием? Кстати, когда многие мусульманские деятели выступали против "клерикализации", они предупреждали именно об этом. Альтернатива была – это курс истории мировых религий, без конфессионального направления, а конфессиональное образование – только в рамках самих конфессий, вне общего государственного поля.

Но в Барвихе началось то, что началось. Мы будем действовать теперь в заданных там координатах, со всеми возможными проблемами и уже очевидными для мусульман плюсами. Аллаху алим!

Автор: Сергей Маркус
Copyright © 2021 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph