Мусульмане Поволжья

28.05.2009Председатель ДУМНО Гаяз-хазрат Закиров направил приветствие участникам X Международного симпозиума «Диалог мировоззрений»

Председатель ДУМНО Гаяз-хазрат Закиров направил приветствие участникам X Международного симпозиума «Диалог мировоззрений», который открывается сегодня в Нижнем Новгороде.

Уважаемые участники симпозиума, дорогие россияне!

Позвольте от имени мусульман Нижегородского края приветствовать ваше учёное собрание и пожелать вам мира, добра и успешной интеллектуальной работы! Темы, которые собрали вас на эти три дня в столице Поволжья, крайне актуальны как для всего мира, так и для России. Они очень важны и для повседневной жизни нашего региона.

Недаром буквально на днях решением Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева учреждена государственная «Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России», председателем которой назначен глава президентской администрации Сергей Нарышкин. Само появление такой инициативы сразу же вызвало волну возмущения как в зарубежной прессе, так и среди части правозащитников. Они отказывают нашему государству в праве структурировать своё отношение к прошлому и его современным трактовкам. Они убеждены, что в этой важнейшей сфере в России должен по-прежнему царить хаос, а внутри этого видимого хаоса можно проводить свои, скрытые от глаз, операции. Иначе говоря, создание Комиссии попало в цель: те, кто занимался демонтажом нашей коллективной социально-исторической памяти, пришли к понимания, что время хаоса кончилось.

Скажу со всей ответственностью: подобное решение созрело давно. Комиссия нужна. Память народа – не эфемерное образование, но совершенно определённая внутренняя, духовная сила, влияющая на поведение людей. Если государство никак не контролирует эту сферу – этим начинают пользоваться люди не с благовидными помыслами, а нередко и провокаторы. Мы – мусульмане и граждане России – нуждаемся в ясности исторической памяти как всего многонационального союза народов (каковым является наша Российская Федерация), так и в ясности памяти конкретных народов. Русских и татар, якутов и евреев, и так далее.

Критики здесь сразу указывают на опасность чрезмерного зажима со стороны государства, боятся, что уже не будет свободного полёта мысли историков и общественных дискуссий. Что ж, такая опасность есть. Но из-за этого вовсе не стоит отказываться от главного – от самой идеи прямого государственного участия в сохранении коллективной социально-исторической памяти россиян. Демократия – не самая легкая вещь с точки зрения политической практики, гражданское общество сроить долго и трудно, оно не может возникнуть в одночасье и не откуда. Нужно время, ровно как и постоянный поиск баланса интересов, нужен диалог.

Могут спросить. А почему на такие темы вдруг говорит мусульманский служитель? При чём здесь Ислам? Отвечу.

Во-первых, многие, к сожалению, привыкли к пропагандистским клише, будто «Ислам тоталитарен и нетерпим», и никакой диалог в исламском обществе невозможен в принципе. На это можно сказать, что так говорят те, кто не открывал Коран и не изучал историю становления исламской цивилизации!

Исламская община, согласно Корану, управляется не монархом и не диктатором, но советом-шура, то есть коллективом верующих, образованных и ответственных людей. Это означает, что диалог, и только диалог – инструмент принятия решений, важных для общества.

Ведь сам основатель нашей веры Пророк Мухаммад перед кончиной не назначил себе преемника, он сделал это принципиально и сказал: выбирайте лидеров сами, обсуждайте всё сами, принимайте решения только после всеобщих обсуждений, и только сами!

Скажу более. Диалог стал инструментом не только для социума, но и в самом сердце религии – в эсхатологии, в учении о посмертии и загробной судьбе человека. В Коране чётко заявлено, что люди разных рас и верований получили каждый своих учителей, пророков. Если бы Аллах захотел, Он за секунду всех сделал бы членами единой общины, одной религии. Но именно Он, Создатель Вселенной, этого не желает! Он желает, чтобы люди соревновались друг с другом в добрых делах и добродетели– а кто был прав, рассудит только Сам Всевышний, и только после смерти человека.

Вот на этом утверждении базируется признание религиозного плюрализма. Жизнь в режиме постоянного диалога и соревнования в делах добра. Такова исламская концепция социального мира и мировоззрения.

Именно эта концепция была цинично искажена теми, кто ведёт экстремистскую и террористическую деятельность под знаменем Ислама. И такое искажение на руку только исламофобам. И то, что мусульмане всего мира до сих пор не могут сокрушить это зло – наша вина.

Но зачем я говорю это вам? А для того, чтобы встречаясь лично по жизни с мусульманами, вы точно знали, какова кораническая концепция диалога в социуме.

Понимать Ислам – значит понимать глубинные основы культуры пятой части граждан России, одного миллиарда и трёхсот миллионов жителей планеты Земля.

Второе, о чём я хочу сказать в моём кратком приветствии. Обозначу ряд болевых точек, где в нашей российской жизни диалог мировоззрений буксует, а коллективная социально-историческая память мусульман как верующих, татар как нации подвергается опасным вызовам современности. Мы на эти темы только что послали Открытые письма главе нашего государства Президенту Медведеву, также нашим лидерам Шаймиеву в Татарстане, Рапоте в ПФО, Шанцеву в Нижегородской области.

Что нас беспокоит? Клерикализация общества в пользу одной конфессии на уровне масс-медиа, школ, вузов, армии, больниц, милиции, тюрьм. Мы говорим: нарушается Конституция страны, свобода совести, равенство религий. Кроме того, по культуре многих народов, включая татар, нанесён разрушительный удар. Именно так мы оцениваем отмену в средних школах так называемого «регионального компонента», то есть обучения на родных языках нерусских народов. Татары уже начали акцию по признанию татарского языка вторым государственным – после русского.

В указанных сферах явно нарушены наши права и мы говорим: всё это атака на коллективную социально-историческую память мусульман как верующих, и татар как нации. Наши дети приходят в детский сад и их учат, как праздновать Пасху и креститься, а язык своих предков они не смогут изучать в государственных школах… Те чиновники, что подложили всем нам такие «бомбы замедленного действия», не знают ни своей страны с её многообразием, не соблюдают ни Конституцию, ни нормы диалога!

Пользуясь встречей с вами, прошу вас, как учёных и государственных мужей – не забыть об этой боли ваших сограждан.

И всё же завершить своё слово мне хочется на оптимистической ноте. Время наше удивительно. Это время созидания правового государства, рождения гражданского общества. Такого Россия ещё не знала. Таких свобод не знали никогда в России и мусульмане – ни в дореволюционный период, ни тем более при советском атеизме. И понятно, что рождение нового идёт в муках. Прошлое, как всегда, огрызается и ставит нам подножки.

Те проблемы, о которых я просил вас не забыть – явное следствие тоталитарного прошлого. Тот, кто привык к единообразию, к монополизму – не может смириться с жизнью в режиме диалога. Кто был рабом, тому очень трудно распрямить плечи и почувствовать себя свободным. Вспомните слова Чехова: «Каждой день по капле выдавливаю из себя раба!»

Позвольте и мне вот так, по-чеховски, завершить моё приветствие в адрес участников симпозиума: поможем друг другу стать свободными людьми диалога, выдавим в себе по капле раба!

С наилучшими пожеланиями – от имени мусульман Нижегородской области – Председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Гаяз-хазрат Закиров.
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Копировать | Печать | Закрыть