Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Новости

06.03.2009Алексей Малашенко"Радикализм все чаще преподносится в демократической обертке"

Алексей Малашенко

Последнее искушение

Радикализм все чаще преподносится в демократической обертке

Источник: Россия

В период финансового кризиса, который переживает наша страна, особенно актуальным для государства становится вопрос не только экономической и социальной стабильности, но и конфессиональной. Между тем, в последнее время в России количество инициатив, расшатывающих межрелигиозное равновесие, растет с необыкновенной скоростью.

Россия – страна хрупкая. Она полиэтнична и поликонфессиональна. Каждая религия имеет право на самовыражение. Только самовыражаемся мы, поликонфессиональные россияне, не всегда тактично и уместно. У одних случается мания величия, а у других – комплекс неполноценности.

Кто-то навязывает обязательное обучение основам православной культуры и основанную на православие русскую идею. А кто-то – чуть ли ни на каждом шагу видит ущемление прав мусульманина, оскорбление ислама. Хвала Всевышнему, большинство православных христиан и правоверных мусульман – люди нормальные, спокойные, которые не ищут повода для взаимного отчуждения. Но все же...

Накануне нынешнего 8 марта Духовное управление мусульман Нижегородской области вдруг призвало народ не покупать цветы, выращенные нидерландскими фирмами. За что такая немилость? Да за то, что в Нидерландах выходит в прокат фильм "Интервью с Мухаммадом", где пророк представлен безнравственным женолюбцем. Вот интересно, какое отношение голландские садоводы имеют к автору фильма иранцу Эхсану Джами? Если следовать логике автора обращения к мусульманам, заместителя председателя Нижегородского духовного управления Абдулбари Муслимову, то следует воззвать домохозяек не покупать азербайджанские помидоры, на том основании, что их продавцы – единоверцы Бен Ладена. Антиголландский манифест выглядит тем более глупо, что именно Нижний является сегодня одним из главных исламских центров России, где издаются ценнейшие и на редкость профессионально написанные сочинения по истории религии, по исламской культуре.

Что касается пророка Мухаммада, то он давно недоступен для оскорблений. Кстати, если его совсем уж последовательно защищать, то придется запретить едва ли ни все научные труды, в которых Коран считается рукотворным, а с их авторами поступить так, как хотел поступить аятолла Хомейни с Салманом Рушди.

В последние годы в Европе состоялось сразу несколько скандалов, связанных с недовольством мусульман тем, как относятся к исламу. Им не понравился фильм голландца Тео Ван Гога (за что он был убит фанатиком), не ту цитату о пророке привел Папа Римский, дерзкую карикатуру поместила на того же пророка датская газета, не так трактовали Мухаммада в Венском оперном театре. А в Судане с подачи одной английской учительницы школьник дал игрушечному медвежонку имя Мухаммад. Мусульманская реакция на все эти проступки сопровождалась массовыми демонстрациями, погромами посольства, требованиями казнить "училку". Не многовато ли?

Думаю, что прозвучавший из Нижнего антитюльпановый призыв вызвал бы у подавляющего большинства россиян, как минимум недоумение, а как максимум легкое раздражение. И хорошо, что о нем мало кто узнал – телевидение инициативу ДУМНО проигнорировало.

Вообще надо заметить, что некоторые мусульманские духовные авторитеты и публичные люди любят выступать с апологией религиозной идентичности, что на практике может привести к этноконфессиональному обособлению.

В прошлом году пошли разговоры о создании в московском районе Бутово, мусульманского анклава, в котором были бы созданы условия жизни для мусульман, соответствующие нормам ислама. Один из мусульманских общественных деятелей даже высказался в пользу создания мусульманских "патрулей", которые бы обеспечивали порядок в этом районе и защищали его от нападок немусульманских националистов.

Страшно подумать, к чему привело бы создание такого "гетто". Это была бы опаснейшая провокация с непредсказуемыми (вернее, очень предсказуемыми) последствиями: "Хотите ваш "Мусульманский район", а мы вокруг него соорудим наш христианский забор. И учиним против ваших исламских патрулей православные дружины имени монаха Пересвета. Вы нас полумесяцем, а мы вас крестом". То-то будет весело. И главное все окажутся при деле. Бездельников – националистов и религиозных демагогов – пруд пруди.

Власти, силовые структуры работают плохо, многие их сотрудники относятся к "инородцам" как к источнику дополнительных доходов. Но за одно властям все-таки можно сказать спасибо – они решительно отвергают идею сотворения "национальных окраин" и не поощряют создание кварталов и улиц по этническому признаку, что стало бедствием Европы. Думаю, что именно это спасло города России и масштабных инцидентов на этно-религиозной почве.

Идеи взаимного отстранения и отчуждения удивительно живы. Часто они подаются в очень привлекательной, даже своего рода демократической упаковке. Совсем недавно вдруг у кого-то обнаружилась потребность в создании "Интернационального союза поддержки трудовых мигрантов". Читаю "Учредительный манифест" и ничего не понимаю. Поначалу заурядная демагогия, известная еще с 1917 года. Но вот начинаю отлавливать более конкретные соображения: решающим шагом в "превращении массового интернационала в единого деятеля истории, имеющего собственную политическую волю" станет "объединение диаспор". Интересно, какие у нас в России диаспоры – азербайджанская, узбекская, таджикская, чеченская...? И еще одна мысль – "ИнтерСоюз" стремится влиять на внешнеполитическую позицию России, добиваться поддержки борьбы палестинского народа... С чего бы профсоюзам заниматься Ближним Востоком. А с того, что речь-то идет фактически о создании "мусульманского профсоюза мигрантов".

То, что помогать мигрантам, в том числе из мусульманских республик адаптироваться к нелегкой жизни в России, необходимо – не требует дополнительных комментариев. Бедняги действительно нуждаются в содействии и сочувствии. Хотя прямо скажем, не все они овцы, явившиеся на заклание. Но то, что для этого нужна контора, основанная на конфессиональной принадлежности, весьма сомнительно. Делить работяг на тех, кто ходит в мечеть, и тех, кто в церковь, дело явно провокационное.

В сотворении духа и создании инструментов отчуждения мусульман от остальных граждан России вряд ли заинтересованы разного рода спецслужбы – от американской до саудовской, – хотя традиционно наши политики обвиняют именно их. Причины разговоров о мусульманских профсоюзах и кварталах кроются скорее в амбициях отдельных мусульманских деятелей, которым в силу естественных человеческих эмоций приятно чувствовать свою социальную востребованность, нравится светиться в разного рода теледебатах.

Зачастую они ведут себя агрессивно, провоцируя своих оппонентов из православного люда на ответную негативную реакцию. Старание тех кто, выступает за мусульманское самоопределение, дает обратный эффект, вызывая недоверие к исламу.

Межрелигиозные отношения – материя слишком тонкая. Рвется она легко, латается долго и мучительно. В России, в отличие от многих других стран дело до откровенно межконфессиональных конфликтов не доходило. И не стоит эти трения провоцировать.

И, слава Всевышнему (а он у всех один), что борьба с розами из Голландии и призыв к созданию квазимусульманского профсоюза – у нас всего лишь эпизоды.
Copyright © 2021 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph