Мусульмане Поволжья

18.12.2008Абдулбари Муслимов: Исламскому образованию 21 века нужна гармония между традицией и прорывом в ноу-хау!

Абдулбари Муслимов: Исламскому образованию 21 века нужна гармония между традицией и прорывом в ноу-хау!11-12 декабря в столице Башкортостана Уфе прошла международная конференция «Идеалы и ценности Ислама», в которой принял участие проректор по учебной работе Нижегородского исламского института имени Х.Фаизханова Абдулбари Муслимов. Предлагаем вашему вниманию доклад, с которым Абдулбари-хазрат выступил в секции «Образовательные идеалы и ценности Ислама».

Бисмилляхир-рахманир-рахим!

Ассаламу алейкум, уважаемые шейхи, устазы, коллеги и шакирды! Приветствую и всех светских участников нашей международной конференции!

Сразу хочу обозначить три темы, к которым я хочу привлечь ваше внимание. Первая тема: нам крайне важно формировать целостные и долгосрочные образовательные программы. Вторая тема: нам крайне важно развивать исламское образование в духе толерантного сознания. Чтобы всё это реализовать, требуется третье: исламскому образованию 21 века нужна гармония между традицией и прорывом в ноу-хау!

На первый взгляд сказанное – очень академично и даже скучно. Но я постараюсь в живых образах, на жизненных примерах показать, что это вовсе не так!

Зачем нужны целостные образовательные программы и дух толерантности?

Согласитесь: ведь недаром в наши дни часто повторяют: «Сон разума рождает чудовищ!» Сколько бед, сколько человеческих трагедий и даже катастроф с невинными жертвами порождает невежество! Вихри враждебных чувств вокруг самого слова «Ислам» стали горькой приметой нашего времени. Уходящая в прошлое администрация Джорджа Буша оставила после себя тяжелейшее наследие, и среди прочего – термин «исламофашизм». И ещё – теорию Сэмюэля Хантингтона о будто бы «неизбежности столкновения цивилизаций», прежде всего Ислама и Христианства. И – как ни горько это констатировать – влияние этих злых мыслей чувствуется и в нашей стране. В чём именно и как мы с вами, работники исламского образования, должны на это правильно реагировать?

К сожалению, часть российских СМИ поддакивает зарубежным исламофобам. Иногда это просто по глупости, по невежеству. Иногда – очевиден политический заказ. Главное у таких журналистов и политиков: везде, где происходят теракты, везде, где мигранты устраивают погромы или убийства – говорить об «исламском терроризме». К примеру: какой-нибудь азербайджанец или таджик обругал кого-то на рынке, или подрался – вот уже ещё одно «доказательство» в кавычках о «неизбежности столкновения Ислама с Христианством»!

Давайте разбираться: из какой почвы вырастают такие выводы? Или у них вообще нет никаких оснований? И да, и нет. Картина сложная. Да – существует масса конфликтов на международном уровне, между государствами и национальностями, между финансовыми, промышленными, торговыми и прочими группами, между семейными кланами. Но – прошу вашего внимания! – подобные конфликты были давно, века назад, это свойство человечества. Вопрос в том: как понять причины этих конфликтов, как проанализировать их корни – и как всё это преподать массам?

В наши дни беспримерного влияния электронных СМИ на сознание миллионов людей, достаточно иметь влиятельный рупор в виде Радио и Телеканалов, Интернет-сайтов, чтобы мгновенно вселять в умы людей любые идеи. Это великое изобретение человеческого разума в недобрых руках становится очень опасным - оно становится средством манипуляции, средством дезинформации! И вот получается, что в спящий и непросвещённый знаниями разум среднего обывателя внедряют то, что заказывают хозяева СМИ.

Повторю: часть российских СМИ, по неведению или по злому заказу из-за рубежа транслирует исламофобию. И тем самым раскалывает наше общество на враждующие группы. В чём здесь стратегический вред? А в том, что наша страна – как многоцветный ковёр, который веками ткали разные народы с разными религиозными убеждениями. Татары и русские, башкиры и мордва, чукчи и белорусы (всех не перечислить!) – всё это не отдельные, враждебные друг другу народы. Нет, они создали единую в веках евразийскую цивилизацию.

Но зачем я говорю такие прописные истины? А вот в том и проблема – что эти истины не всем очевидны. В первую очередь тем, кто хочет разбить страны на мелкие феодальные княжества и улусы, погрузив нас в состояние перманентной гражданской войны. Извините, но новейшая история знает такие примеры. Это трагедия бывшей Югославии - там единое государство раздробили на мелкие «республики», а в Косово построили военный городок для армии США на 15 тысяч военных. Это трагедия Ирака и Афганистана – там просто гуманитарный провал, падение цивилизации. Россию теперь тоже хотят «демократизировать» по этим сценариям – вот именно для этого так важно вбросить в общество «шаровую молнию» «исламского терроризма», с одной стороны – и «исламофобии» с другой стороны.

Говоря об этом, дорогие коллеги, я хочу подчеркнуть, что вопросы исламского образования в современной России – тема не только узкая, академическая. Скорее это вопрос общего внимания, и всего государства, и общества, и всех нас, мусульман. Не будем забывать, что усилия врагов России нацелены прежде всего на внесение разлада в те регионы нашей страны, где есть мощные сырьевые базы, нефти и газа прежде всего, где есть трубопроводы – артерии современного бизнеса. Именно такие районы – под прицелом тех, кто жаждет разжечь конфликты.

Так что же можем тут сделать мы, исламские педагоги? И наше ли это дело – вмешиваться в политику? – спросят меня скептики. Отвечу прямо. Религия Ислам по сути своей не разделяет деятельность человека на «светскую» и «духовную». И первыми этим тезисом воспользовались те, кто жаждет конфликтов: они выстроили систему объяснений, по которой Россия – «страна кяфиров», она подлежит развалу и полной замене!

В этом убеждены экстремисты, которых иногда преувеличенно называют «джихадистами» или «халифатчиками». Не стану сейчас называть конкретные организации, ибо эти идеологии кочуют и меняют названия. Не стану подробно разбирать, почему они неверно толкуют понятия «джихада» и «халифата». Суть у них такая – в эксклюзивистском толковании Корана, в неприятии всех инаковерующих, в неприятии самой возможности нормальной жизни мусульман в светском современном обществе. Мы с вами богословы и педагоги, и мы видим эту суть. Пусть другие специалисты разберутся, откуда растут такие идеи: 1 - или они самозарождаются в исламской среде, где не хватает учёности, или же 2 - такую среду подпитывают спецслужбы тех стран, которые борются за сырьевые ресурсы и геополитические интересы своих стран?

Так или иначе, мы имеем здесь клубок проблем – и часть вины за их появление и распространение лежит на нас, мусульманских педагогах России. Мы упустили часть молодёжи. Мы не сделали того, что нам предоставила демократия в России с самого начала 1990-х годов, а именно: мы должны были выстроить системы исламского обучения от низшего звена мектебе при каждой мечети и при каждой мусалля – и вплоть до вузов. Если бы в России была целостная концепция и единая система образования для мусульман, плюс активная просветительская работа с неисламским населением об Исламе – никакие экстремисты у нас не имели бы почвы…

В частности, правильной была бы и взаимосвязь с зарубежными учебными центрами. Иначе как получилось? Молодые ребята поехали учиться кто куда, а потом вернулись на Родину, не понимая её, ибо их интеллектуальное и духовное созревание прошло в Саудовской Аравии, в Пакистане, Турции, Египте, Марокко… Некоторые из них крайне критически и часто даже враждебно восприняли адат своих предков как недопустимые новшества и искажения в Исламе – бидаат. И на этой почве созрели конфликты, не распутанные до сих пор. А ведь насколько разумнее было бы поставить всё по местам: сначала получить фундамент исламских знаний и навыков здесь, а потом выборочно повышать свою квалификацию и расширять знания где угодно – хоть в США, хоть в Сирии! Когда у человека сформирована база знаний, гражданское самосознание – все дополнительные сведения, связи и навыки пойдут лишь на пользу. А у нас всё наоборот. Формировать себя как человека и мусульманина мы отправляли молодёжь за рубеж – и вот теперь пожинаем хаотические плоды.

Джадидизм 21 века: гармония между традицией и прорывом в ноу-хау

Расскажу вкратце о той педагогической работе, которая уже многие годы ведётся нами в ДУМНО – Духовном управлении мусульман Нижегородской области, где я тружусь как заместитель председателя ДУМНО по учебно-воспитательной работе.

1 – Для того, чтобы выстроить систему мусульманского образования, мы должны были ответить сами себе на важнейший вопрос: кто мы и кто были наши предки, передавшие нам религию Аллаха? Кто нам с детства читал над ухом Священный Коран, пел мунаджаты, кто впервые за ручку отвёл нас, когда мы были малышами, в мечеть? Саудовские шейхи или суфии Турции, дааватчики Пакистана?.. Нет, это были наши с вами бабаи и абыстайи – дедушки и бабушки. Да, они слабо были подготовлены в богословии – ведь советская власть не давала им возможности знать и продолжать все достижения великой исламской Традиции. Но главное они сохранили – чистый Иман, удивительную твёрдость в вере, Истикама. Более того, они сохранили книги тех авторов, которые только сейчас нами осознаются как актуальное наследие – труды тех, кого принято называть джадидами.

Вы все прекрасно знаете, о чём я говорю. Одним словом, мусульмане нашего края, Поволжья, Урала, Сибири, всей европейской России имеют собственные богословские корни в Ханафитском мазхабе, которому ясность и актуальность для нашего времени придал импульс Джадидизма! Так вот на какой основе надо строить Будущее – через опору на эту родную Традицию. Осознание этого пришло не сразу, но ярче всего выразилось в книге «Бухарские воспоминания» нашего учителя – шейха Умара-хазрата Идрисова, ныне председателя Совета улемов ДУМНО. Почитайте и вы увидите, как воспиталось поколения «бухарских имамов»: более 20 лет назад шейх Талгат-хазрат Таджуддин посылал своих учеников в Бухару и Ташкент, а теперь они возглавляют исламские общины как в России, так и в странах СНГ. Мы этим летом издали книгу о роде муфтиев Бабахановых, которые с 1943 года, ещё при Сталине, в разгар Великой Отечественной войны, стали возрождать после гонений мусульманские структуры, в том числе и образовательные – вот ещё более глубокие корни!

И мы выяснили, вспомнили, что Нур Ислама был принесён к нашим предкам на берега Волги и Камы братьями из Мавераннахра (так в древности называли Среднюю Азию).

Так вот об этих корнях нашей религиозной культуры мы неустанно пишем в наших газетах и журналах, издаем научные книги. Только что провели Четвёртый всероссийский мусульманский форум «Мусульмане за евразийское единство!».

Итак, вот предварительный итог. У нас есть своя Традиция культуры, предки нам оставили богатейшую сокровищницу особенного взгляда на Ислам. И мы осознаём её, гордимся ею и призваны работать так, чтобы Традиция не осталась на пыльных полках музеев, но работала ради Будущего! Чтобы Традиция обогащалась всеми новейшими достижениями в технике, науке, средствах коммуникации и так далее… Одним словом – ноу-хау! Традиция и прорыв.

2 – Что же для этого мы делаем конкретно? Заложили основу основ: 10 лет переводили и издали в уникальной типографии в Финляндии Тафсир Абдуллы Юсуфа Али. Что это? На наш взгляд – это самый современный толкователь Корана, в духе Ханафизма и Джадидизма. Именно по этому изданию мы можем теперь обучать наших шакирдов всех уровней! Именно такой Тафсир смело показываем немусульманам, говоря: посмотрите, сколь современен Ислам и как он открыт современному ищущему Истину человеку!

3 – Второй грандиозный проект – это книги из серии «Ханафитское наследие». Здесь отдельные тома, посвященные курбану, никаху, есть китаб аль-джаназа и прочее. Одним словом, это цикл книг, необходимый каждому имаму, каждому шакирду. Кроме того, издана современная Биография имама Абу Ханифы, причём и по-русски и по-английски. Нас удивило и порадовало, как тепло встретили эту серию в Муфтиятах Узбекистана, Казахстана и Киргизии, где, кстати, и ныне трудятся всё те же «бухарские имамы». Вот где наглядно проявилось и наше евразийское единство, и мусульманская солидарность – на фундаменте фикха имама Абу Ханифы – разве это не великий фундамент?!

4 – Если Коран с Тафсиром и серия по Ханафитскому мазхабу – основа основ, то есть и другое направление наших усилий. Это изучение отечественной истории, публикации словарей, справочников и монографий по истории Ислама в России. Мы до 2012 года планируем завершить 12-томное издание энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации». Уже вышли из печати тома «Ислам на Нижегородчине», «Ислам в Москве». В конце года появятся «Ислам в Петербурге» и «Ислам в Центральной России». Над ними трудятся десятки профессиональных историков и краеведов – только так мы по именам будем знать и помнить тех, кто донёс до наших дней Нур Ислама! Спрошу вас: как можно было ранее воспитывать исламских патриотов России, без знания этих корней, без имён и конкретных лиц? Скажу более: теперь за этой серией в очередь встают не только наши братья из Средней Азии, но и зарубежные востоковеды – японцы и французы просят нас дать право на перевод и публикацию, вот до чего всем в мире интересен Ислам России! А мы-то думали, что влачим жалкое существование на задворках мусульманской цивилизации! Или нас в этом пытались убедить?...

Извините, но я физически не в силах перечислить все изданию по истории мусульман России, выполненные у нас за эти годы. Подведу только итог: никакого патриотизма мы не получим в образовательном и воспитательном процессе, пока не дадим ученикам истории их предков, их земли, не поможем осознать величие и красоту Традиции наших благочестивых предков.

5 – Совсем вкратце скажу, что мы выпускаем и литературу для исламских педагогов, по богословию, по социальной позиции мусульман в современном мире, по востоковедению, исламоведению, тюркологии – это, так сказать, хлеб для ума специалистов и работников просвещения. Перечислю часть изданий: журнал «Минарет», альманахи «Рамазановские чтения», «Фаизхановские чтения», «Ислам в современном мире» - всё это есть и в печатном виде, и в интернете: заходите на сайты ИсламРФ и ИсламНН – там полный комплект нашей продукции. Подчеркну – там не столько переводы, сколько наши оригинальные разработки. То есть мы не просто копируем или учимся – но развиваем и адаптируем. Это очень важно. Это и есть живое освоение и развитие Традиции.

6 – Последнее, что скажу о литературе. Мы считаем особо важным такое направление, как литература об Исламе, понятная и интересная для немусульман. Можно сколько угодно жаловаться на исламофобию – но самый лучший способ борьбы с нею это просвещение! Вот наша последняя работа в таком духе - антология русской поэзии об исламском Востоке, названная строчкой Анны Ахматовой «Незримое благословенье» - только что её презентация прошла в Центральном доме литераторов в Москве, на которую собралась творческая интеллигенция. Такую книгу мы можем давать всем, от школьника до академика – поэты России заглянули в душу мусульманина и прославили её. Это урок не столкновения, а контакта цивилизаций! Вот где евразийское единство славян с тюрками, православных с мусульманами в России! Всё наглядно, ярко и эмоционально – пусть гениальные строки Пушкина и Бунина об Исламе знают все!

Последнее, на что хочу обратить ваше внимание, это слово «толерантность». Я заявлял, что нам, исламским педагогам, крайне важно развивать исламское образование в духе толерантного сознания.

Толерантность – слово неисламское…

Но ведь все мы знаем, что слово это, действительно, неисламское. Тогда зачем мы его применяем и какой смысл вкладываем? Латинский корень говорит о «терпимости», а теперь в это понятие вкладывают такой смысл: все люди очень разные по расе, языку, вере и для того, чтобы они не ссорились и не воевали, нужна толерантность, терпимость к привычкам соседей. Мусульмане России всей душой за мир, за терпимость – но вот всё-таки «толерантности» для нас явно недостаточно! Чему учит нас Коран и почему нет там такого слова?

А потому, что Всевышний учит не холодной терпимости, когда мы едва терпим друг друга, скрипим зубами, злимся в душе, но не подаём вида – нет, Аллах учит нас правильному отношению к соседу, к иному человеку, с иной верой и иным адатом. Сколько примеров в Священной Книге и Сунне, показывающих, что к соседу надо быть уважительным и всегда идти ему на помощь! Сколько примеров того, как Пророк Мухаммад (САВ) стремился не доводить диалог до конфликта, а конфликт до войны – но всегда первым шёл вперёд во имя мира и очень конкретно закреплял это в системе Договоров! Ислам – религия и мира и договоров, и сердечности и юридической строгости. Вы все здесь многократно читали Коран, знаете Хадисы – и не мне повторять вам многочисленные примеры. Единственно отмечу: как Пророк строил отношения новой уммы с иудеями и христианами Ясриба? Ясриб превратился в Медину аль-Ислам именно благодаря гибкому отношению к соседям и заключению Договоров с разными по менталитету группами населения – этот Мединский Договор часто именуют первой исламской Конституцией, и он пример для нас на века.

Говоря языком 21 века, мусульмане должны быть готовы к договорным чётким отношениям со всеми – со светским государством Российская Федерация, между странами в рамках ООН, ОИК и других механизмах современной дипломатии. На бытовом уровне давайте вспомним исламское требование встречать любого путника как дорогого гостя и «человека от Аллаха» - его мы обязаны три дня гостеприимно угощать в нашем доме. Какая тут холодная, рациональная толерантность! Разве можно сравнить её с настоящим исламским гостеприимством?

Да, мы используем термины своего века, но должны осознавать, что человечность и практичность исламского вероучения гораздо глубже этой самой «толерантности». Мусульмане призваны быть не просто толерантны, но гостеприимны, уважительны к соседям и согласованно жить с соседями на основе Закона и Договора. Наша богобоязненность – таква должна проявляться не только в ритуальном поклонении – ибадате, но и в открыто исламском образе жизни. А это – улыбка, гостеприимство, деятельная доброта и практичность! «И лучший из вас – самый богобоязненный», утверждает Коран. Итак, наряду с термином «толерантность» предлагаю чаще объяснять людям, что такое истинно исламское «добрососедство»!

Позвольте на этих светлых нотах завершить моё выступление. Ислам – необыкновенное сокровище, его наследие так богато и прекрасно! Нас в советские времена попытались отлучить от него. Недруги нашей страны и сейчас пытаются так «переформатировать», «перезагрузить» исламское образование (говоря компьютерным языком), чтобы мы не вспомнили наши корни, не продолжили начатое нашими благочестивыми предками. Исламское образование – это ключ к решению множества проблем в нашем обществе, как для мусульман, так и для немусульман. Я убеждён, что мы не станем «манкуртами» (как говорил Чингиз Айтматов), не будем «иванами, не помнящими своего родства» - мы вместе с вами возродим традиции духа наших предков, традиционный Ислам России, сделаем его остро современным, ярким и востребованным! Инша Аллах!

Надеюсь, что наша конференция вызовет живые дискуссии, обмен мнениями, породит новые идеи и творческие планы.

Хвала Аллаху, Его мудрости и щедрости! Амин.

Уважаемые братья и коллеги, благодарю за внимание!
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Копировать | Печать | Закрыть