Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Новости

18.12.2008Абдулбари Муслимов: Исламскому образованию 21 века нужна гармония между традицией и прорывом в ноу-хау!

Абдулбари Муслимов: Исламскому образованию 21 века нужна гармония между традицией и прорывом в ноу-хау!11-12 декабря в столице Башкортостана Уфе прошла международная конференция «Идеалы и ценности Ислама», в которой принял участие проректор по учебной работе Нижегородского исламского института имени Х.Фаизханова Абдулбари Муслимов. Предлагаем вашему вниманию доклад, с которым Абдулбари-хазрат выступил в секции «Образовательные идеалы и ценности Ислама».

Бисмилляхир-рахманир-рахим!

Ассаламу алейкум, уважаемые шейхи, устазы, коллеги и шакирды! Приветствую и всех светских участников нашей международной конференции!

Сразу хочу обозначить три темы, к которым я хочу привлечь ваше внимание. Первая тема: нам крайне важно формировать целостные и долгосрочные образовательные программы. Вторая тема: нам крайне важно развивать исламское образование в духе толерантного сознания. Чтобы всё это реализовать, требуется третье: исламскому образованию 21 века нужна гармония между традицией и прорывом в ноу-хау!

На первый взгляд сказанное – очень академично и даже скучно. Но я постараюсь в живых образах, на жизненных примерах показать, что это вовсе не так!

Зачем нужны целостные образовательные программы и дух толерантности?

Согласитесь: ведь недаром в наши дни часто повторяют: «Сон разума рождает чудовищ!» Сколько бед, сколько человеческих трагедий и даже катастроф с невинными жертвами порождает невежество! Вихри враждебных чувств вокруг самого слова «Ислам» стали горькой приметой нашего времени. Уходящая в прошлое администрация Джорджа Буша оставила после себя тяжелейшее наследие, и среди прочего – термин «исламофашизм». И ещё – теорию Сэмюэля Хантингтона о будто бы «неизбежности столкновения цивилизаций», прежде всего Ислама и Христианства. И – как ни горько это констатировать – влияние этих злых мыслей чувствуется и в нашей стране. В чём именно и как мы с вами, работники исламского образования, должны на это правильно реагировать?

К сожалению, часть российских СМИ поддакивает зарубежным исламофобам. Иногда это просто по глупости, по невежеству. Иногда – очевиден политический заказ. Главное у таких журналистов и политиков: везде, где происходят теракты, везде, где мигранты устраивают погромы или убийства – говорить об «исламском терроризме». К примеру: какой-нибудь азербайджанец или таджик обругал кого-то на рынке, или подрался – вот уже ещё одно «доказательство» в кавычках о «неизбежности столкновения Ислама с Христианством»!

Давайте разбираться: из какой почвы вырастают такие выводы? Или у них вообще нет никаких оснований? И да, и нет. Картина сложная. Да – существует масса конфликтов на международном уровне, между государствами и национальностями, между финансовыми, промышленными, торговыми и прочими группами, между семейными кланами. Но – прошу вашего внимания! – подобные конфликты были давно, века назад, это свойство человечества. Вопрос в том: как понять причины этих конфликтов, как проанализировать их корни – и как всё это преподать массам?

В наши дни беспримерного влияния электронных СМИ на сознание миллионов людей, достаточно иметь влиятельный рупор в виде Радио и Телеканалов, Интернет-сайтов, чтобы мгновенно вселять в умы людей любые идеи. Это великое изобретение человеческого разума в недобрых руках становится очень опасным - оно становится средством манипуляции, средством дезинформации! И вот получается, что в спящий и непросвещённый знаниями разум среднего обывателя внедряют то, что заказывают хозяева СМИ.

Повторю: часть российских СМИ, по неведению или по злому заказу из-за рубежа транслирует исламофобию. И тем самым раскалывает наше общество на враждующие группы. В чём здесь стратегический вред? А в том, что наша страна – как многоцветный ковёр, который веками ткали разные народы с разными религиозными убеждениями. Татары и русские, башкиры и мордва, чукчи и белорусы (всех не перечислить!) – всё это не отдельные, враждебные друг другу народы. Нет, они создали единую в веках евразийскую цивилизацию.

Но зачем я говорю такие прописные истины? А вот в том и проблема – что эти истины не всем очевидны. В первую очередь тем, кто хочет разбить страны на мелкие феодальные княжества и улусы, погрузив нас в состояние перманентной гражданской войны. Извините, но новейшая история знает такие примеры. Это трагедия бывшей Югославии - там единое государство раздробили на мелкие «республики», а в Косово построили военный городок для армии США на 15 тысяч военных. Это трагедия Ирака и Афганистана – там просто гуманитарный провал, падение цивилизации. Россию теперь тоже хотят «демократизировать» по этим сценариям – вот именно для этого так важно вбросить в общество «шаровую молнию» «исламского терроризма», с одной стороны – и «исламофобии» с другой стороны.

Говоря об этом, дорогие коллеги, я хочу подчеркнуть, что вопросы исламского образования в современной России – тема не только узкая, академическая. Скорее это вопрос общего внимания, и всего государства, и общества, и всех нас, мусульман. Не будем забывать, что усилия врагов России нацелены прежде всего на внесение разлада в те регионы нашей страны, где есть мощные сырьевые базы, нефти и газа прежде всего, где есть трубопроводы – артерии современного бизнеса. Именно такие районы – под прицелом тех, кто жаждет разжечь конфликты.

Так что же можем тут сделать мы, исламские педагоги? И наше ли это дело – вмешиваться в политику? – спросят меня скептики. Отвечу прямо. Религия Ислам по сути своей не разделяет деятельность человека на «светскую» и «духовную». И первыми этим тезисом воспользовались те, кто жаждет конфликтов: они выстроили систему объяснений, по которой Россия – «страна кяфиров», она подлежит развалу и полной замене!

В этом убеждены экстремисты, которых иногда преувеличенно называют «джихадистами» или «халифатчиками». Не стану сейчас называть конкретные организации, ибо эти идеологии кочуют и меняют названия. Не стану подробно разбирать, почему они неверно толкуют понятия «джихада» и «халифата». Суть у них такая – в эксклюзивистском толковании Корана, в неприятии всех инаковерующих, в неприятии самой возможности нормальной жизни мусульман в светском современном обществе. Мы с вами богословы и педагоги, и мы видим эту суть. Пусть другие специалисты разберутся, откуда растут такие идеи: 1 - или они самозарождаются в исламской среде, где не хватает учёности, или же 2 - такую среду подпитывают спецслужбы тех стран, которые борются за сырьевые ресурсы и геополитические интересы своих стран?

Так или иначе, мы имеем здесь клубок проблем – и часть вины за их появление и распространение лежит на нас, мусульманских педагогах России. Мы упустили часть молодёжи. Мы не сделали того, что нам предоставила демократия в России с самого начала 1990-х годов, а именно: мы должны были выстроить системы исламского обучения от низшего звена мектебе при каждой мечети и при каждой мусалля – и вплоть до вузов. Если бы в России была целостная концепция и единая система образования для мусульман, плюс активная просветительская работа с неисламским населением об Исламе – никакие экстремисты у нас не имели бы почвы…

В частности, правильной была бы и взаимосвязь с зарубежными учебными центрами. Иначе как получилось? Молодые ребята поехали учиться кто куда, а потом вернулись на Родину, не понимая её, ибо их интеллектуальное и духовное созревание прошло в Саудовской Аравии, в Пакистане, Турции, Египте, Марокко… Некоторые из них крайне критически и часто даже враждебно восприняли адат своих предков как недопустимые новшества и искажения в Исламе – бидаат. И на этой почве созрели конфликты, не распутанные до сих пор. А ведь насколько разумнее было бы поставить всё по местам: сначала получить фундамент исламских знаний и навыков здесь, а потом выборочно повышать свою квалификацию и расширять знания где угодно – хоть в США, хоть в Сирии! Когда у человека сформирована база знаний, гражданское самосознание – все дополнительные сведения, связи и навыки пойдут лишь на пользу. А у нас всё наоборот. Формировать себя как человека и мусульманина мы отправляли молодёжь за рубеж – и вот теперь пожинаем хаотические плоды.

Джадидизм 21 века: гармония между традицией и прорывом в ноу-хау

Расскажу вкратце о той педагогической работе, которая уже многие годы ведётся нами в ДУМНО – Духовном управлении мусульман Нижегородской области, где я тружусь как заместитель председателя ДУМНО по учебно-воспитательной работе.

1 – Для того, чтобы выстроить систему мусульманского образования, мы должны были ответить сами себе на важнейший вопрос: кто мы и кто были наши предки, передавшие нам религию Аллаха? Кто нам с детства читал над ухом Священный Коран, пел мунаджаты, кто впервые за ручку отвёл нас, когда мы были малышами, в мечеть? Саудовские шейхи или суфии Турции, дааватчики Пакистана?.. Нет, это были наши с вами бабаи и абыстайи – дедушки и бабушки. Да, они слабо были подготовлены в богословии – ведь советская власть не давала им возможности знать и продолжать все достижения великой исламской Традиции. Но главное они сохранили – чистый Иман, удивительную твёрдость в вере, Истикама. Более того, они сохранили книги тех авторов, которые только сейчас нами осознаются как актуальное наследие – труды тех, кого принято называть джадидами.

Вы все прекрасно знаете, о чём я говорю. Одним словом, мусульмане нашего края, Поволжья, Урала, Сибири, всей европейской России имеют собственные богословские корни в Ханафитском мазхабе, которому ясность и актуальность для нашего времени придал импульс Джадидизма! Так вот на какой основе надо строить Будущее – через опору на эту родную Традицию. Осознание этого пришло не сразу, но ярче всего выразилось в книге «Бухарские воспоминания» нашего учителя – шейха Умара-хазрата Идрисова, ныне председателя Совета улемов ДУМНО. Почитайте и вы увидите, как воспиталось поколения «бухарских имамов»: более 20 лет назад шейх Талгат-хазрат Таджуддин посылал своих учеников в Бухару и Ташкент, а теперь они возглавляют исламские общины как в России, так и в странах СНГ. Мы этим летом издали книгу о роде муфтиев Бабахановых, которые с 1943 года, ещё при Сталине, в разгар Великой Отечественной войны, стали возрождать после гонений мусульманские структуры, в том числе и образовательные – вот ещё более глубокие корни!

И мы выяснили, вспомнили, что Нур Ислама был принесён к нашим предкам на берега Волги и Камы братьями из Мавераннахра (так в древности называли Среднюю Азию).

Так вот об этих корнях нашей религиозной культуры мы неустанно пишем в наших газетах и журналах, издаем научные книги. Только что провели Четвёртый всероссийский мусульманский форум «Мусульмане за евразийское единство!».

Итак, вот предварительный итог. У нас есть своя Традиция культуры, предки нам оставили богатейшую сокровищницу особенного взгляда на Ислам. И мы осознаём её, гордимся ею и призваны работать так, чтобы Традиция не осталась на пыльных полках музеев, но работала ради Будущего! Чтобы Традиция обогащалась всеми новейшими достижениями в технике, науке, средствах коммуникации и так далее… Одним словом – ноу-хау! Традиция и прорыв.

2 – Что же для этого мы делаем конкретно? Заложили основу основ: 10 лет переводили и издали в уникальной типографии в Финляндии Тафсир Абдуллы Юсуфа Али. Что это? На наш взгляд – это самый современный толкователь Корана, в духе Ханафизма и Джадидизма. Именно по этому изданию мы можем теперь обучать наших шакирдов всех уровней! Именно такой Тафсир смело показываем немусульманам, говоря: посмотрите, сколь современен Ислам и как он открыт современному ищущему Истину человеку!

3 – Второй грандиозный проект – это книги из серии «Ханафитское наследие». Здесь отдельные тома, посвященные курбану, никаху, есть китаб аль-джаназа и прочее. Одним словом, это цикл книг, необходимый каждому имаму, каждому шакирду. Кроме того, издана современная Биография имама Абу Ханифы, причём и по-русски и по-английски. Нас удивило и порадовало, как тепло встретили эту серию в Муфтиятах Узбекистана, Казахстана и Киргизии, где, кстати, и ныне трудятся всё те же «бухарские имамы». Вот где наглядно проявилось и наше евразийское единство, и мусульманская солидарность – на фундаменте фикха имама Абу Ханифы – разве это не великий фундамент?!

4 – Если Коран с Тафсиром и серия по Ханафитскому мазхабу – основа основ, то есть и другое направление наших усилий. Это изучение отечественной истории, публикации словарей, справочников и монографий по истории Ислама в России. Мы до 2012 года планируем завершить 12-томное издание энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации». Уже вышли из печати тома «Ислам на Нижегородчине», «Ислам в Москве». В конце года появятся «Ислам в Петербурге» и «Ислам в Центральной России». Над ними трудятся десятки профессиональных историков и краеведов – только так мы по именам будем знать и помнить тех, кто донёс до наших дней Нур Ислама! Спрошу вас: как можно было ранее воспитывать исламских патриотов России, без знания этих корней, без имён и конкретных лиц? Скажу более: теперь за этой серией в очередь встают не только наши братья из Средней Азии, но и зарубежные востоковеды – японцы и французы просят нас дать право на перевод и публикацию, вот до чего всем в мире интересен Ислам России! А мы-то думали, что влачим жалкое существование на задворках мусульманской цивилизации! Или нас в этом пытались убедить?...

Извините, но я физически не в силах перечислить все изданию по истории мусульман России, выполненные у нас за эти годы. Подведу только итог: никакого патриотизма мы не получим в образовательном и воспитательном процессе, пока не дадим ученикам истории их предков, их земли, не поможем осознать величие и красоту Традиции наших благочестивых предков.

5 – Совсем вкратце скажу, что мы выпускаем и литературу для исламских педагогов, по богословию, по социальной позиции мусульман в современном мире, по востоковедению, исламоведению, тюркологии – это, так сказать, хлеб для ума специалистов и работников просвещения. Перечислю часть изданий: журнал «Минарет», альманахи «Рамазановские чтения», «Фаизхановские чтения», «Ислам в современном мире» - всё это есть и в печатном виде, и в интернете: заходите на сайты ИсламРФ и ИсламНН – там полный комплект нашей продукции. Подчеркну – там не столько переводы, сколько наши оригинальные разработки. То есть мы не просто копируем или учимся – но развиваем и адаптируем. Это очень важно. Это и есть живое освоение и развитие Традиции.

6 – Последнее, что скажу о литературе. Мы считаем особо важным такое направление, как литература об Исламе, понятная и интересная для немусульман. Можно сколько угодно жаловаться на исламофобию – но самый лучший способ борьбы с нею это просвещение! Вот наша последняя работа в таком духе - антология русской поэзии об исламском Востоке, названная строчкой Анны Ахматовой «Незримое благословенье» - только что её презентация прошла в Центральном доме литераторов в Москве, на которую собралась творческая интеллигенция. Такую книгу мы можем давать всем, от школьника до академика – поэты России заглянули в душу мусульманина и прославили её. Это урок не столкновения, а контакта цивилизаций! Вот где евразийское единство славян с тюрками, православных с мусульманами в России! Всё наглядно, ярко и эмоционально – пусть гениальные строки Пушкина и Бунина об Исламе знают все!

Последнее, на что хочу обратить ваше внимание, это слово «толерантность». Я заявлял, что нам, исламским педагогам, крайне важно развивать исламское образование в духе толерантного сознания.

Толерантность – слово неисламское…

Но ведь все мы знаем, что слово это, действительно, неисламское. Тогда зачем мы его применяем и какой смысл вкладываем? Латинский корень говорит о «терпимости», а теперь в это понятие вкладывают такой смысл: все люди очень разные по расе, языку, вере и для того, чтобы они не ссорились и не воевали, нужна толерантность, терпимость к привычкам соседей. Мусульмане России всей душой за мир, за терпимость – но вот всё-таки «толерантности» для нас явно недостаточно! Чему учит нас Коран и почему нет там такого слова?

А потому, что Всевышний учит не холодной терпимости, когда мы едва терпим друг друга, скрипим зубами, злимся в душе, но не подаём вида – нет, Аллах учит нас правильному отношению к соседу, к иному человеку, с иной верой и иным адатом. Сколько примеров в Священной Книге и Сунне, показывающих, что к соседу надо быть уважительным и всегда идти ему на помощь! Сколько примеров того, как Пророк Мухаммад (САВ) стремился не доводить диалог до конфликта, а конфликт до войны – но всегда первым шёл вперёд во имя мира и очень конкретно закреплял это в системе Договоров! Ислам – религия и мира и договоров, и сердечности и юридической строгости. Вы все здесь многократно читали Коран, знаете Хадисы – и не мне повторять вам многочисленные примеры. Единственно отмечу: как Пророк строил отношения новой уммы с иудеями и христианами Ясриба? Ясриб превратился в Медину аль-Ислам именно благодаря гибкому отношению к соседям и заключению Договоров с разными по менталитету группами населения – этот Мединский Договор часто именуют первой исламской Конституцией, и он пример для нас на века.

Говоря языком 21 века, мусульмане должны быть готовы к договорным чётким отношениям со всеми – со светским государством Российская Федерация, между странами в рамках ООН, ОИК и других механизмах современной дипломатии. На бытовом уровне давайте вспомним исламское требование встречать любого путника как дорогого гостя и «человека от Аллаха» - его мы обязаны три дня гостеприимно угощать в нашем доме. Какая тут холодная, рациональная толерантность! Разве можно сравнить её с настоящим исламским гостеприимством?

Да, мы используем термины своего века, но должны осознавать, что человечность и практичность исламского вероучения гораздо глубже этой самой «толерантности». Мусульмане призваны быть не просто толерантны, но гостеприимны, уважительны к соседям и согласованно жить с соседями на основе Закона и Договора. Наша богобоязненность – таква должна проявляться не только в ритуальном поклонении – ибадате, но и в открыто исламском образе жизни. А это – улыбка, гостеприимство, деятельная доброта и практичность! «И лучший из вас – самый богобоязненный», утверждает Коран. Итак, наряду с термином «толерантность» предлагаю чаще объяснять людям, что такое истинно исламское «добрососедство»!

Позвольте на этих светлых нотах завершить моё выступление. Ислам – необыкновенное сокровище, его наследие так богато и прекрасно! Нас в советские времена попытались отлучить от него. Недруги нашей страны и сейчас пытаются так «переформатировать», «перезагрузить» исламское образование (говоря компьютерным языком), чтобы мы не вспомнили наши корни, не продолжили начатое нашими благочестивыми предками. Исламское образование – это ключ к решению множества проблем в нашем обществе, как для мусульман, так и для немусульман. Я убеждён, что мы не станем «манкуртами» (как говорил Чингиз Айтматов), не будем «иванами, не помнящими своего родства» - мы вместе с вами возродим традиции духа наших предков, традиционный Ислам России, сделаем его остро современным, ярким и востребованным! Инша Аллах!

Надеюсь, что наша конференция вызовет живые дискуссии, обмен мнениями, породит новые идеи и творческие планы.

Хвала Аллаху, Его мудрости и щедрости! Амин.

Уважаемые братья и коллеги, благодарю за внимание!
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph