Поиск по сайту:
Регионы ПФО
Партнеры
Полпред Президента в ПФО
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
Духовное управление мусульман Республики Мордовия
Российский Исламский Университет
Мечеть Сулейман
Духовное управление мусульман Чувашской Республики
Духовное управление мусульман Пермского Края
Сайт общины мусульман при Пермской соборной мечети
Сайт ДУМ Поволжья
Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области
Информационный сайт Регионального Духовного Управления Мусульман Удмуртии
Авторизация

Новости

28.10.2008"ВРЕМЯ и МИР": Кино, религия, духовность!

РЕПОРТАЖ: Кино, религия, духовность! Конференция "Кинематография в диалоге культур" прошла в Казани в рамках кинофестиваля "Золотой минбар"
________________________________________





Хотя международный фестиваль мусульманского кино "Золотой минбар" прошел в Казани уже в четвертый раз, пока еще так и не появилось четкого определения того, что же за явление следует понимать под словами "мусульманское кино". Так получилось, что на всех прошлых казанских кинофорумах параллельная программа включала в себя мероприятия исключительно для работников кинематографического цеха. На нынешнем фестивале свое слово взялись, наконец, сказать представители духовенства и религиоведы. По инициативе базирующегося в столице Татарстана Российского исламского университета здесь в рамках кинофестиваля 20 октября 2008 года состоялась конференция на тему "Кинематография и диалог культур и религий".
В актовом зале Казанского гуманитарно-педагогического университета, где проходила конференция, большинство аудитории составляли студенты, точнее студентки вуза. Причем одетых в мусульманский хиджаб среди них было абсолютное меньшинство. Участники встречи сидели в президиуме, а роль ведущего исполнял ученый из Ливана, специалист по арабо-русским и православно-мусульманским связям в рамках всемирного диалога цивилизаций профессор Сухейль Фарах.
Первым выступил почетный, с точки зрения духовного сана, гость – муфтий из Иордании, шейх Саид аль-Хиджави. Он обратил внимание на то, что кинематограф – это искусство западное по своему происхождению и поэтому по определению является носителем западных ценностей. И хотя собственный кинематограф появился и в исламском мире, он долгое время развивался по западным, изрядно коммерциализованным, принципам. "Мы до сих пор так еще и не пришли к исламскому кино", – резюмировал шейх. Однако возможность делать мусульманское кино, передавать его средствами основные принципы ислама (усуль ад-дин), считает религиозный деятель, все же существует, если это будет кинематограф, проповедующий идеалы добра и стержневого принципа ислама – справедливости. И это возможно, говорит Саид аль-Хиджави, причем даже с помощью такого жанра, как комедия. "Главное, чтобы такое кино было угодно Аллаху и вызывало удовольствие зрителей", - заключил достопочтенный шейх.
Интерес вызвало выступление члена жюри кинофестиваля из Германии Ханса-Иоганна Шлегеля. Киновед и историк кино, он профессионально занимается изучением российского кинематографа в контексте духовной специфики, был членом специального экуменического жюри на многих фестивалях. Говоря о диалоге культур и цивилизаций как альтернативе их войны, г-н Шлегель подчеркнул, что такой войны нет, просто под флагом противостояния культур и цивилизаций борются друг с другом люди, не имеющие отношения ни к цивилизации, ни к культуре. Знамением нашего времени, по мнению кинокритика, стало не возрождение религий, а нечто более глубокое и обобщенное, связывающее различные религии и их носителей, что можно назвать тоской по духовности. Это приводит людей в религиозных поисках часто к "тоталитарным сектам" (г-н Шлегель употребил именно это определение) таким как саентология или муниты, а в литературе и кинематографии – к расцвету популярности жанра "фэнтэзи".
Ханс-Йохан Шлегель считает, что кино не может быть строго конфессиональным, оно является именно выражением духовности. Он привел пример Андрея Тарковского, которого, сказал он, нельзя считать строго православным режиссером. В его кинематографической эстетике присутствуют и элементы даосизма. Более того, в одноименном фильме иконописец Андрей Рублев представляется своего рода диссидентской альтернативой православной ортодоксии, выразителем которой представлен Феофан Грек.
"Что такое духовность в кино?", задал себе в ходе выступления риторический вопрос немецкий кинокритик. Ответ на него прозвучал так: "Это не мотивы и темы, а язык кино, то есть образный ряд. Именно в кинообразах, на первый взгляд, совершенно не связанных с горним и следует видеть воплощение глубоко трансцедентного понятия "духовность".
По-своему попытался сформулировать ответ на вопрос "Что такое мусульманское кино?" известный историк-исламовед, ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин (вопрос об "исламскости" кинематографии фронтально задал всем участникам корреспондент "Портала-Credo.Ru"). Он начал с того, что духовность и конфессиональная принадлежность не синонимы, а ислам и мусульмане как его носители - это не только религия, но и общественный порядок, а также определенная культура. Поэтому предлагалось два определения. Первое: исламское кино – это кинематограф, проповедующий идеалы добра и справедливости, и второе: это фильмы, пришедшие из стран мусульманского мира. Но сам же докладчик отметил, что оба определения хромают, так как добро и справедливость – это общечеловеческие идеалы, которые нельзя связать только с одной религией, а фильмы, представленные на кинофоруме, были сняты далеко не только в странах исламского мира. В качестве общего определения г-н Мухаметшин предложил следующее: мусульманское кино – это кино, причастное к мусульманской культуре. Эта причастность может выражаться в принадлежности создателей фильма к мусульманской культуре, происхождении фильма в мусульманском мире, а также в его содержании, связанном с проблематикой исламского мира, причем не обязательно в узко богословском контексте, но, также, касающемся его истории, этнических, политических и общих духовно-нравственных проблем. В качестве примера Рафик Мухаметшин привел демонстрировавшийся на прошлом фестивале фильм татарстанских кинематографистов "Дилемма", получивший, кстати, специальный приз Духовного управления мусульман Татарстан. Многие его сцены явно не соответствуют строгим канонам мусульманской этики, однако затронутые проблемы напрямую связаны с вопросами современной духовности, волнующими мусульман. Главная задача мусульманского кино, считает исследователь, во-первых, представить столь необходимую мусульманскую альтернативу Голливуду, а во-вторых, помочь понять исламский мир не только как религию, но и как образ жизни. В наше время люди часто судят о том, чего не знают. Мусульманское кино, в этой связи, должно представить образными средствами, в общем-то, универсальную идею о том, что религия выше, чем политика, чем погоня за материальными благами, и у человечества сегодня есть большой риск сделать своей религией страсти. В качестве иллюстрации Мухаметшин привел слова иранского режиссера Маджида Маджиди: "Люди вернутся к исламу, когда поймут подлинную сущность ислама".
Последним выступил ученый-историк из Ливана профессор Сухейль Фарах. Тема его выступления была не связана с кинематографом. Профессор рассказал о собственной сфере исследований, посвященной малоисследованной доныне теме: арабско-русскому и православно-мусульманскому диалогу в новое и новейшее время.
Конференция "Кинематография в диалоге культур" отныне станет традиционной и будет проходить в рамках кинофестиваля "Золотой минбар"
Валерий Емельянов,
ИАЦ "Время и Мир",
для "Портала-Credo.Ru"
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Powered by TreeGraph