Мусульмане Поволжья

02.07.2008США: Выборы и мусульмане

В 2000 г., когда мы все дружно голосовали за Джорджа Буша, мы говорили себе, что когда настанут выборы 2004 г., мы будем более организованными. 2004 г. наступил и прошел, будучи проигнорированным почти всеми, и мы торжественно поклялись обеспечить более значимое участие мусульман в 2008 г. Сейчас мы в 2008 г. и нет ни одного убедительного факта, свидетельствующего о том, что наш вклад на грядущих выборах может быть весомым.

В индивидуальном порядке наше участие – не меньше, чем участие всех остальных граждан страны. Около 60% мусульманского сообщества регулярно голосуют, и наш вклад в победу различных кандидатов идет на миллионы. И все же наш голос в избирательной кампании как сообщества и как эффективного компонента американской плюралистической системы тонет.

Мы сами в этом виноваты. Немногие из нас хотят тратить время на политическую работу. Немногие из нас готовы активно присоединиться к политическим партиям, у всех есть отговорки, и немногие из нас теологически убеждены, что демократия – лучший из худших типов политических институтов, с которыми когда-либо экспериментировало человечество.

Когда я использую слово «мы», я имею в виду исламское сообщество в целом, хотя известен факт, что мусульмане-афроамериканцы гораздо более активны в избирательном процессе, чем наши братья и сестры иммигрантского происхождения. Афроамериканские, исповедующие Ислам, добились больше – не только продвижением двух своих лидеров в Конгресс, но и значительным количеством активистов, поднявшихся до важных политических постов на различных муниципальных и государственных уровнях. Недостаток значимой координации и кооперации между этими двумя сегментами мусульманского сообщества, очевидно, создал условия для неэффективности мусульман в избирательном процессе.

У мусульман есть 3 подхода к избирательной политике. Значительное количество не убеждены в эффективности нашей, в частности, модели демократии и считают, что законы Бога более справедливы при создании демократического государства. Они также убеждены, что только халифат (особо ими понимаемый) может правильно представить Создателя на Земле.

Громкая в словах и весьма скудная в действиях, эта группа все еще имеет дело с логической противоречивостью собственных целей. Их концепция не объясняет, как выбирать лидеров, у которых будет власть, чтобы реализовывать и интерпретировать коранические принципы. Литература по этим вопросам практически отсутствует.

Вторая группа убеждена, что мы должны участвовать в избирательном процессе, выполняя свои религиозные обязанности. Мусульман не может не заботить их окружение, поэтому им следует вступать в контакт с другими сегментами общества активно и по всем вопросам. Внутри этой категории есть две подгруппы: одни верят в идею создания мусульманской политической партии, которая бы повлияла на избирательный процесс, а другие считают необходимым вступление в блок, который повлияет на результат выборов.

Третья группа заявляет, что мусульманам не следует принимать участие в избирательной политике как особой категории граждан. Они должны стать частью существующих политических партий и использовать свое присутствие в этих партиях, чтобы обеспечить свои интересы.

Все эти группы полагают, что мусульмане – хорошо организованное и монолитное сообщество с четкими целями и направлениями действия. Они часто игнорируют разделения, которые могут иметь место между мусульманами в горизонтальном и вертикальном разрезах. Все, что разделяет людей – может разделить и мусульман.

Во-вторых, они также не обращают внимания на тот факт, что едва ли есть полемика между мусульманами, их организациями или лидерами по поводу проблем сообщества и страны. Для примера можно взять недавний визит Папы Римского в США. Исламские организации разделились во мнениях по поводу встречи с ним. Вместо того, чтобы обсудить этот вопрос заранее и выработать интеллигентную и адекватную позицию, лидеры приняли решения, не обсуждая их с коллегами и теми, кто озабочен этими вопросами.

Едва ли в каком-либо исламском центре страны прочитали хутбу (проповедь) на эту тему. Те мусульмане, которые иногда читают газеты, узнают о «своей» позиции через новости в обычных СМИ. Никакие мусульманские медиа-рксурсы не получали новостей на эту тему. Недостаток обсуждения вопросов создает атмосферу безразличия в массах, которая делает все разговоры о политическом участии бессмысленными.

В добавление ко всему они игнорируют объективные условия, которые существуют. Никто в нашем сообществе не имеет точных данных об избирателях-мусульманах. Точнее, не все общины обладают информацией о единоверцах, проживающих по соседству. Практически невозможно говорить о политической деятельности мусульман, не владея такой информацией.

Наличие всех этих фактов не оправдывает бездействие в будущем. Возможно, скромное начало может быть положено созданием условий для сбора информации о мусульманах-избирателях во всех штатах. Это непростое дело. Доступные данные по избирательным спискам страны не очень-то полезны, если есть сотни мусульман, которые не подходят под общие характеристики.

Тем не менее, как сообщество мы должны где-то начать. Мы больше не можем жить лозунгами. Нам следует сделать вполне определенные попытки собрать данные о нашем избирательном присутствии в каждом районе. Мы можем инициировать этот процесс, если найдутся люди, которые посвятят свои силы этому и возьмут на себя ответственность возглавить дело. Есть много людей, которые хотели бы работать над данным проектом, но зато весьма мало организаций, которые готовы этим заняться. Напротив, множество групп и их лидеров, которые убеждены, что, заявляя «в Америке 6 миллионов мусульман», они могут привлечь внимание мировых политических лидеров.

Надо также инициировать дебаты по вопросам сообщества и страны. До сих пор мы являемся лишь сообществом, озабоченным, по большому счету, лишь внешней политикой. Мы ничего не сказали по вопросам образования, охраны окружающей среды, преступности, насилия, экономики и здравоохранения. Мы не сделали практически никакого вклада в обсуждение этих вопросов.

Если изучить тематику основных конференций и встреч, организуемых мусульманами, едва ли можно найти там что-либо существенное. Отсутствие какого-либо обсуждения вопросов общенационального масштаба в мусульманском сообществе оставляет негативное впечатление у остальной части страны.

Поэтому мы должны объединяться в группы людей, заинтересованных в решении вопросов внутренней политики страны. Необязательно придумывать что-то новое и уникальное. Мы можем реализовать эту роль индивидуально или коллективно.

Также нам следует стимулировать наших женщин и молодежь к участию в политической жизни путем добровольной работы в учреждениях на разных уровнях. Они могут работать стажерами в государственных учреждениях на городском, региональном и федеральном уровне.

И в заключение - нам нужна эффективная структура. Или существующие организации должны сделать шаг вперед и взять инициативу, или должна быть сформирована новая. Нам необходимо следовать по пути гражданского участия. На начальной стадии всем тем, кто заинтересован в том, чтобы увидеть мусульман в избирательном процессе, не помешало бы общаться и обмениваться идеями по электронной почте.
Copyright © 2007 НКО «Фонд гражданского общества»
Created by Graphit Копировать | Печать | Закрыть