На берегу маленькой реки

4На днях в Чувашской Республике состоялось мероприятие, которое столетиями символизирует дружбу между народами на территории Чувашской Республики. Мероприятие является мусульманским, однако в нем с удовольствием принимают участие и чуваши — представители православия. Мусульманский народный обряд проходит в чувашской деревне, а его история уходит в глубину веков.

На берегу маленкой речки Карла…

Ежегодно весной или в начале лета мусульмане Чувашской Республики организовывают поездки в исторические места, связанные с историей и традицимями Ислама в Поволжье. Это не только посещение столицы Волжской Булгарии и Золотой Орды г. Болгара, но и места зияратов на территории Чувашии. А таких мест в республике насчитывается более тридцати. В народе про них принято говорить как о священном пространстве, где захоронены святые люди.

А одним из таких известных мест в Чувашской Республике является кладбище 17 века на территории д. Новое Буяново Шемуршинского района Чувашии. Татары называют это место «Яна Торын зираты», а жители этой самой деревни — чуваши именуют «Мишер масаре» — т. е. мишарское кладбище.

Так было принято издревле, когда в стране засуха, мусульмане с округа собираются на этом кладбище и со слезами умиления просят и Бога дождя . Однако, и когда нажористые деньки, мусульмане не забывают это место. Так было и в советский период и в царский. В архивах Симбирской губернии в г. Ульяновске хранятся сведения 19 века, где говорится, что мусульмане ежегодно собираются в д. Новое Буяново для молений.

Как и в прежние годы Духовное управление мусульман Чувашской Республики организовал зиярат — посещение могил предков. Аксакалы и абыстаи с. Шыгырдан, д.Татарские Сугуты, Кзыл Камыш, Асаново и имамы этих махаллей собрались чтоб почтить память , а Муфтият Чувашии организовал «Корбан ашы» — обед в честь данного торжества. Пока абыстаи занимались с приготовлением праздничных блюд на берегу маленькой речки Карла, аксакалы во главе с председателем ДУМ ЧР Мансур хазратХайбулловым совершали чтение хатм — читали молитву. С интересом за происходящим наблюдали жители этой чувашской деревни Новое Буяново. Ведь «святое место» находится в центре их деревни.

На этом мероприятии многие участники не первый раз. Аксакалы вспоминают, как в детстве с бабушками они пешком приходили сюда и неделями жили у знакомых чуваш. Бабушки целыми днями читали Коран, молились. Был такой маленький курултай. Есть что вспомнить и чувашам. Хотя они просто наблюдатели, но все знают и понимают сакральность происходящего. «В советские годы здесь хотели сделать колхозный огород. Человек, который на тракторе спахивал эту землю — сгорел с трактором,» — вспоминает одна из жительниц деревни. «Тогда забор был ветхим, дети, не понимая святость этой земли, играли там, потом начали болеть. Никто ничего не мог сделать. Только муллы читая свои молитвы исцелили,»- говорит другая. «Вот с города внуки приехали, их тоже привела, чтоб с детства знали про это место,»- говорит третья. Бабушка — татарка спрашивает у чувашской женщины, здорова ли Анисса аппа. Говорит, раньше у ней останавливались ночевать. Та отвечает, ушла уже в мир иной. «Самоварами нас встречала, пусть место у нее будет в раю,»- говорит тяжело вздыхая татарка. «Сейчас мужчины закончат молитву, пойдем все вместе ко столу, как наши бабушки и дедушки, вместе посидим.» Это приглашение ко столу этих же женщин — чуваш из уст еще одной татарки. Со стороны кладбища слышится тихий голос имама. Он читает суры из Корана, а летний ветерок доносит до женщин его звук как шуршание седых ковылей степи: имам как будто напевает старинную былину о тех славных людях, которые здесь покоятся.

Действие происходит на берегу маленькой речки Карла, которая протекает через чувашскую деревню Новое Буяново. Тут нет официоза, нет начальников разной величины. За забором кладбища мулла читает Коран, а рядом чувашки говорят на своем, татарки на мишарском. Все всё понимают. Тут не нужен переводчик, не нужен политик с трибуной, который призывает к дружбе между народами. Дружба она никуда не уходила. Толерантность хотя и модное слово, но сущность ее тут живет веками, столетиями. Тут каждый божий день просто берегут это святое место мусульман Чувашии. А татары приходят с добрыми намерениями, гостинцами и неделями гостят у них. Тут каждый на своем языке говорит, и каждый тебя поймет. Эти вот люди показывают смысл толерантности. Они не зная эти модные слова, просто живут так. Столетиями.

Камни говорят…

На территории кладбища стоят два надмогильных камня. Председатель ДУМ ЧР Мансур хазрат Хайбуллов рассказывает историю данных камней. «В те времена такие памятники ставились только людям определенных сословий: мурзам — дворянам или великим суфиям, »- говорит хазрат. Однажды муфтий Альбир Кргановсказал, что народ к могилам мурз не относился бы так трепетно. Действительно, есть много легенд, что здесь захоронены авлии -святые люди.

Мансур хазрат выступая объясняет, что собрались тут не молится этим могилам. А вспомнить их, вспомнить сиюминутность этого мира. Напомнить самим о вечности…

А камни говорят кто здесь покоятся. Два камня стоят веками. Надпись на одном камне стерта природой. А на другой такая надпись: «По летосчислению тысяча сто восьмом было, Тинчуры сын Бикчура из мира ушел. Бикбулат Мурза» .

А несколько десятилетий назад ученые изучавшие эти эпитафии смогли прочитать и второй камень. Там был указан год 1135 по хиджре и захоронен там некто сынАлшиха.

Памятники эти, вместо с территорией считаются объектом культурного наследия Чувашской Республики. Это древнее кладбище, силами мусульман и местных жителей огорожено металлическим забором, устроено место для моления.

Арслан  Хайруллин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

1